Об этом у себя в ФБ сообщил председатель правления Львовского оборонного кластера Максим Плехов.
“Как одно слово может уничтожить украинскую оборонку... Несколько дней назад Александр Соколовский опубликовал сообщение о ситуации, которая сложилась по поставке вещевого имущества предприятиями отечественной легкой промышленности для Сил обороны Украины.
Чтобы объяснить суть проблемы простыми словами, следует начать с того, что снабжение нашей армии происходит по нескольким направлениям. Один из них – это снабжение вещевого имущества (снаряжение, униформа и т.д.), которое до полномасштабного вторжения было организовано через систему Prozorro путем проведения аукционов. Выигрывал тот, кто предлагал самую низкую цену, соблюдая качество продукции согласно техническим условиям”, - написал Плехов.
Он сообщил, что после 24 февраля 2022 г. правительство приняло решение предоставить возможность заказчикам в сфере обороны заключать прямые договоры. Без использования электронной системы закупок, открытые торги стали невозможными.
В марте 2022 года Кабмин принял постановление №335. В соответствии с ней, цена продукции определяется на основании «калькуляции затрат», которую составляет и за которую отвечает поставщик.
Зачем ввели калькуляцию? Пожалуй, для того чтобы вывести уравновешенную и адекватную цену на продукцию, которая покупается государством у поставщиков. Что является в целом логическим решением.
Следуя требованиям заказчика, во исполнение вышеупомянутого постановления поставщики предоставляли калькуляции на предлагаемые товары с учетом прибыли, в основном в диапазоне 5-10 процентов. Такие калькуляции были приняты заказчиком, цены согласованы, договоры заключены и исполнены, поставщиками уплачены налоги.
“Однако, ровно через год после принятия Постановления, Государственная аудиторская служба Украины (далее ГАС) по результатам ревизии Минобороны по вопросам закупок проявляет одно «МАЛЕНЬКОЕ» расхождение. По мнению ГАС в состав калькуляции можно было включать налоги, стоимость материалов, работы… но не прибыль. То есть получается, что прибавив к слову "калькуляция" существительное "расходы", авторы Постановления дали формальный повод аудиторам прийти к выводу об отсутствии права получать прибыль поставщиками – субъектами предпринимательства. А они собственно созданы для его получения.
Сегодня ГАС требует от Минобороны, чтобы оно обратилось ко всем поставщикам с требованием возврата тех сумм, которые производители указали как прибыль в калькуляциях.
Кстати, требование ГАС пока касается только МОУ. Но очевидно, что в будущем и другие силовые структуры, которые проводили или проводят закупки, с этой проблемой столкнутся.
Интересно и то, что тема возврата налогов, уплаченных поставщиками в госбюджет с такой прибыли, обходится стороной”, - пишет Плехов.
Он рассказывает о ситуации, сложившейся за это время со стороны поставщиков.
“Но вернемся к поставщикам. Вообще спорный вопрос фактически ли получили эти компании даже такую, заявленную в калькуляции, прибыль?
Рост курса доллара, согласно которому формируются цены на абсолютное большинство сырья, возврат к уплате НДС, отмена нулевого растаможивания, ведь подавляющее количество договоров было заключено в эти решения.
Кто-то из производителей вышел на меньшую ожидаемую прибыль, кто-то "в ноль", а кто-то возможно понес убытки.
И вообще ли физически возможно для производителей вернуть эти деньги? Сколько из них после этого станет неплатежеспособным?
Учтите расходы на релокацию для части предприятий, альтернативные источники энергии во время блекаутов, строительство новых производственных мощностей, затраты на переселение работников, закупку материалов и нового оборудования, необходимого для продолжения работы.
Сегодня каждая компания легкой промышленности, поставлявшая продукцию для нужд обороны, может быть вынуждена остановить свою работу. Учитывая, что отечественные производители почти полностью обеспечивают потребности сектора безопасности и обороны в вещевом имуществе (одежде, средствах индивидуальной защиты, обуви и т.п.), такие уже не гипотетические возможности несут серьезные риски для обороноспособности государства.
Прекращение работы отечественных предприятий легкой промышленности, работающих на оборонку, даст зеленый свет для иностранных производителей, цены на продукцию которых сегодня выше. А будут очевидно, еще выше, когда у Минобороны не будет альтернативы.
Ведь ни одна из зарубежных компаний, осуществлявших поставку продукции для Минобороны, не предоставляла калькуляции и не имеет описанных выше проблем!”, - пишет Плехов.
Он уверен, что абсолютное большинство отечественных производителей не только украинские бизнесмены, но и в первую очередь украинские граждане, которые заинтересованы в своевременном и качественном обеспечении своей армии ради Победы.
“Мотивирует ли это зарубежных производителей – вопрос риторический. Нужно исправить эту по сути техническую ошибку. Внести изменения в Постановление и удалить слова расходов наряду со словом калькуляция и распространить эти изменения за все договоры, заключенные с 24 февраля 2022 года? Дать разъяснение ГАС по этой проблеме. Интересно услышать ваши мысли по поводу того, в том числе и профессиональных специалистов. Присоединяйтесь к обсуждению!”, - заключает Плехов.
Напомним, Львовский оборонный кластер объединяет специалистов оборонных предприятий, волонтеров и производственные мощности по всей стране, чтобы обеспечивать Защитников Украины качественными и проверенными бронежилетами. Имеет свою лабораторию для тестирования готовой продукции. Кроме бронежилетов производим и другое тактическое снаряжение.
ЛОК определен Министерством обороны Украины основным координатором волонтерского движения по изготовлению бронежилетов. Кластер работает благодаря благотворительной финансовой поддержке. 95 000 бронежителей уже бесплатно укомплектовано ЛОК для наших защитников.