Глава Государственной службы финансового мониторинга Украины, Игорь Черкасский, убежден, что россия должна быть включена в "черный список" FATF через ее финансирование терроризма и коррупции. По этому он пишет в колонке издания Amlintelligence.

Украина готовится к заседанию Финансовой деятельности по борьбе с содействием терроризму (FATF), которое состоится в Париже в этом месяце. Группа сосредоточится на защите международной финансовой системы от рисков, исходящих от государств-изгоев и злоумышленников.

В контексте продолжающейся военной агрессии Российской Федерации против Украины ожидается, что FATF ответит на огромные риски отмывания денег, финансирование терроризма и финансирование распространения выходящих из России оружия массового уничтожения.

На «институционном» уровне FATF уже оценила действия России. Указывая на то, что действия Российской Федерации «недопустимо противоречат основным принципам FATF и являются грубым нарушением обязательств по международному сотрудничеству и взаимному уважению», FATF приняла беспрецедентное решение и приостановила членство России в феврале 2023 года. В то же время участники Глобальной сети все еще ждут «технического» ответа разрабатываемого FATF.

В заявлении о приостановлении упоминаются проблемы, связанные с отчетами о торговле оружием между Российской Федерацией и ООН-санкционированными юрисдикциями, а также злоупотреблениями в киберпространстве, происходящие из России.

Однако существующие технические процедуры FATF предусматривают, что существующие угрозы, уязвимые места или специфические риски, возникающие в юрисдикции в сфере противодействия отмыванию средств, финансированию терроризма и финансированию противодействия распространению оружия массового уничтожения (ПИК/ФТ/КПФ) являются основой для его пересмотра включение в Список юрисдикций высокого риска (черный или серый список).

«Россия не улучшила свое поведение после приостановления членства в FATF и, наоборот, активизировала свои усилия по подрыву глобальной финансовой безопасности и совместным усилиям по противодействию отмыванию денег, терроризму и финансированию распространения»

Таким образом, продолжая объективную риторику по «институциональному» признанию рисков, следующими шагами потенциально может быть формализация этого процесса путем признания и регистрации присущих России угроз, уязвимостей или специфических рисков для международной финансовой системы.

Используя геополитические различия, Россия и юрисдикции, нейтральные или поддерживающие Кремль, пытаются «политизировать» процесс выявления технических несоответствий России стандартам FATF.

Но Украина приводит чистые факты.

Россия не улучшила свое поведение после приостановления членства в FATF и, напротив, активизировала свои усилия по подрыву глобальной финансовой безопасности и совместным усилиям по противодействию отмыванию денег, терроризму и финансированию распространения.

Существование значительных элементов этих рисков, созданных Россией, которые признают и подтверждают FATF, Генеральная Ассамблея ООН, международные организации, отдельные юрисдикции и государственный сектор, нельзя игнорировать в какой бы политической среде они не собрались.

Сами процедуры FATF не предлагают альтернативу реагированию на конкретные риски. Доверие к FATF зависит от его эффективности и быстрой реакции на выявленные риски.

Поэтому параллельно с «институционной» оценкой FATF справедливо было бы ожидать «техническую» оценку рисков со стороны России.

На прошлой неделе Россия разрушила дамбу Новой Каховки на юге Украины, повлекши одну из крупнейших техногенных катастроф в Европе за последние десятилетия. Это экоцид, который по масштабам и вреду (кроме радиации) можно приравнять к применению ядерного оружия.

«Риски, которые Россия создает для глобальной финансовой безопасности, многогранны и выходят далеко за пределы Украины – от финансирования действующих в Африке террористических организаций и экспорта коррупции в западные институты до использования криптовалюты для отмывания денег и финансирования незаконной деятельности»

Российская Федерация уже нагло нарушила основанный на правилах мировой порядок, начав агрессивное, неспровоцированное, полномасштабное вторжение в Украину.

Однако риски, которые Россия представляет для глобальной финансовой безопасности, многогранны и выходят далеко за пределы Украины: от финансирования действующих в Африке террористических организаций и экспорта коррупции в западные учреждения до использования криптовалюты для отмывания денег и финансирования незаконной деятельности.

Поскольку мы продолжаем быть свидетелями беспрецедентного экспоненциального роста рисков для системы AML/CTF/CPF со стороны России, открывается возможность предпринять дальнейшие беспрецедентные шаги. Россия была включена в черный список FATF в 2000 году, хотя тогда она представляла намного меньшую угрозу миру и глобальной финансовой безопасности.

Учитывая значительный опыт FATF и его способность решать сложные проблемы AML/CTF/CPF на основе доверия и взаимного уважения международного сообщества, нет никаких сомнений, что какие бы дальнейшие решения не были приняты, они будут направлены на возвращение мира и безопасности и ограничение способности злоумышленников проникать и отравлять глобальную финансовую систему